Регистрация
/
Вход
Форум
Дачников, огородников и садоводов стран СНГ
Форум
Правила
+
Главная
Все статьи
Перейти
Оценить
© "Моя Хижина" 2015-2017
№929
Просмотров: 601
Автор: koleva
10.12.2016 / 03:17

Летние праздники: День Онуфрия, День Ивана Купала.

Кратко:

О народных приметах, обычаях и гуляньях в день Онуфрия Великого и День Ивана Купала расскажет наша статья.

День Онуфрия

25 июня - день Преподобного Онуфрия Великого - отшельника Фиваидськои пустыне в Египте (IV в.).

Согласно народным наблюдениям в средней и северной частях Украины к этой дате иногда бывают утренние заморозки, а позже их не бывает. В связи с этим на Подоле бытует легенда. В ней идет речь о том, что Мороз задумал поморозить полевые цветы, узнав об этом от ветра, они обратились за помощью к Онуфрию. Тот уговаривал Мороза не трогать цветы, но последний не хотел отступить от своих намерений. Разозлившись, Преподобный Онуфрий схватил топор и обухом ударил Мороза по голове. От полученного удара Мороз болел до Спаса, а цветы в это время спокойно цвели.

В день Преподобного Онуфрия девушки собирают в поле синие васильки и красные маки, а принеся домой, украшают цветами иконы. Умываясь утром, девушки натирают щеки лепестками красного мака - «чтобы всегда были розовые лица». Красным маком они украшают себе головы. В этот день крестьяне не косят травы.

 

День Ивана Купала

Июль начинает середину лета и вторую половину года. Это время издавна был горячим, страдным временем, когда земледелец, озабоченный судьбой урожая, старался использовать каждый погожий день, считал все приметы, связанные с погодой. Не потому ли в июле нет больших «годовых» праздников? Но в церковном календаре много других праздников, которые прочно вошли в народную традицию.

В народной украинской традиции день рождения Ивана Купала (Иоанна травника) - это праздник летнего солнцестояния. В Украине этот день -  поэтический языческий праздник торжества солнечного света и тепла. В старинных письменных источниках Купало характеризуется как языческий бог земных плодов, которому приносили в жертву хлеб - главный плод земли.

Основными атрибутами праздника являются Купало и Морена (Марена, Мара, Марина) - по славянским мифам, зимнее божество, моря землю стужей, а человека болезнью и голодом. Но в народе, в частности на Слобожанщине, считали ее старшей русалкой. Марена, как и Коструб - это олицетворение зимы, и поэтому с весенним обновлением пытались их уничтожить.

Празднование, как правило, начинается вечером накануне Ивана Купала. Девушки собираются в условленное место вблизи водоема с венками на голове, сплетенными из живых цветов и пахучих трав. Изготавливают чучела главных персонажей праздника - Купала и Марены. Так, на Подолье и Волыни девушки делают Купало из веток ивы и украшают его цветами и венками. На Полтавщине в одних населенных пунктах чучело Купала изготавливают из соломы, украшают его ленточками и бусами, в других - вместо соломенного чучела сажают ребенка, который выполняет роль Ивана Купала. На Киевщине и Одесской области его изготавливают из ветвей любого дерева.

Чучело Марены делали в разных регионах Украины в зависимости от традиций, которые там сложились. На Полтавщине, например, его изготавливают из ветвей черноклена, вишни, соломы. На Слобожанщине из ветвей черноклена и травы. Взявшись за руки, девушки ходят вокруг Купала и Марены, поют. Мужчины и женщины тоже сходятся на это зрелище, но в пении не участвуют.

На Подоле и Волыни ребята бросают цветы на те тропы, где ходят девушки. После того как девушки закончат петь, ребята нападают на «Купала», обрывают с него венки и цветы, а саму ветку бросают в воду. Затем раскладывают костер и прыгают через него все присутствующие на торжестве.

На Слобожанщине перепрыгивают через купальский огонь парами. Перед тем как прыгать, парень поднимает с головы девушки венок и кладет себе на голову, а на девушку одевает свой головной убор. Так обменявшись, берутся за руки и прыгают. Перепрыгнув, пара проходит вокруг «Купала» и встает  позади других участников игры, поменявшись головным убором и венком. На Полтавщине считают, если при перепрыгивании пара не разойдется, то это знак, что она вступит в брак.

В подавляющем большинстве регионов Украины, напрыгавшись через огонь, девушки несут Марену к водоемам, где ее нужно утопить. На Слобожанщине вместе с ней бросали в реку и Купала. После этого девушки купались и при этом пели: «Утонула Мареночка, утонула, Только ее веточка вынырнула. Пошла Ясменник топиться, А за ней дружки посмотреть. Не топись, Мареночко, не топись, Оглянись и на свое дитя посмотри!»

На Ивана Купала время наибольшей силы солнца. Это был в воображении наших предков время праздничное и чудодейственное. Предки верили, что в этот день «солнце в воде купается», поэтому и вода как огонь, имеет очистительную силу. Поэтому молодежь и прыгала в этот день через огонь и купалась в водоемах. Правда, старшие женщины предостерегали, что купаться с Мареной не следует, так как только она нырнет в воду, то налетает сильный вихрь: это нечистая сила является за Мареной.

После изгнания Купала и Марены девушки бегут от ребят, чтобы гадать. Они получают свечи, зажигают их и, пристроив к своим венкам, пускают на воду. Пока венки плывут, девушки идут вдоль реки и поют: «В роще зелененькие соловей щебечет, Соловей щебечет; Там девушка милая веночек пустила с барвиночком, с барвиночком. Течение, течение, веночек понеси с барвиночком, по миленьким, по миленьким ...»

Согласно народному поверью, если венок плывет хорошо и красиво горит свеча, то девушка выйдет замуж, а если он крутится на месте, - то еще в девках быть, а как потонет - замуж не выйдет вообще. Если же венок уплывет далеко и прилепится к какому-то берегу, то значит, что туда девушка выйдет замуж.

На Полтавщине пущен на воду венок принимает жених девушки, который с ней хочет жениться.

По народному поверью, венки, в которых девушки участвуют в праздновании купальского праздника, наделены целебной силой. Поэтому и забросали девушки их через голову на крышу дома, а другие хранили на чердаке, веря, что зелье, с которого сплетенный венок, вылечит от всяких болезней.

В Галичине некоторые девушки венки, сплетенные из чабреца, святили в церкви и хранили в течение года. Во время болезни людей или скота поили больных: настоем из зелья тех венков.

В некоторых селах Полтавщины девушки во время процедуры потопление Мары снимали с головы венки и развешивали на деревьях, а некоторые приносили их домой и вешали в доме или хозяйственной постройке как средство охраны от нечистой силы.

После окончания празднования на том месте, где стояла Марена, согласно поверью, которое бытовало в Слобожанщине, ведьмы собирают листья, которые осыпались с той ветви, на которой была Марена, то листья «согласное от всякой болезни».

По другим поверьям, отходя от Купала, нельзя оглядываться, чтобы не догнала ведьма, которая обязательно присутствует на купальских играх. «Если хотите узнать, которая из женщин на селе ведьма, то возьмите купальского пепла, завяжите его в узелок и идите домой без оглядки. На следующий день ведьма обязательно явится к вам и попросит: «Отдай мне то, что у тебя есть!».

Вечером, накануне Ивана Купала, хозяйки загоняли телят до коров и оставляли на ночь вместе для того, чтобы телята сосали их и тем самым лишали ведьм возможности доить коров.

По народному поверью, в день Ивана Купала змея медянка, которая слепа, получает зрение на целые сутки, и тогда она чрезвычайно опасна: бросаясь на человека, как стрела, она может ее насквозь пробить.

Согласно известным в Украине поверьям, в ночь на Ивана Купала деревья переходят с места на место и шумом ветвей разговаривают между собой. Тот, кто имеет цвет папоротника, может видеть, как они это делают, и понимать их тихую речь; может понимать, кроме этого, и язык всякого создания и видеть, где спрятаны сокровища и получать их.

Для того чтобы все знать и все видеть, считают на Подоле, нужно победить черта и получить цветок папоротника, который цветет очень короткий миг и только в ночь на Ивана Купала.

Заметив заранее куст папоротника, конечно, где-то в лесу, вечером накануне Ивана Купала, нужно подойти к нему и расстелить скатерть, на которой святили куличи на Пасху. Затем освященным ножом начертить вокруг себя и куста круг, окропить папоротник святой водой и начинать молитву.

Как только стемнеет, то черт различными средствами пытается человека напугать: стреляет, кидает камнями, ветками, кричит неистовым голосом и тому подобное. Советуют не бояться черта, потому что он имеет силу только за кругом, очерченного ножом. В двенадцать часов ночи, согласно поверью, папоротник расцветает и блестящий цветок, как угли, сразу же падает на расстеленную скатерть, которую нужно быстро взять и спрятать за пазуху.

По народным верованиям, лекарственные растения только тогда имеют настоящую целебную способность, когда будут собраны в ночь под Ивана Купала или утром с «Ивановской» росой. Поэтому и умываются украинские девушки той росой на красоту.


Еще по теме:
avatar