День Иоанна Предтечи, День Симеона, Покрова, День Дмитрия
Осенние народные праздники: День Иоанна Предтечи, День Симеона, Покрова, День Дмитрия.
Иван Постный
11 сентября отмечается день Усекновения главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, то есть день смерти Иоанна, или, как говорят в народе, Головосек. Этот праздник более известен среди верующих под названием «Иван Постный», ибо церковь установила в этот день однодневный пост. Отсюда и его народное название.
В этот день строго соблюдают пост. Не варят борщ, и это единственный день в течение года, когда грех есть борщ. В этот день нельзя резать ничего, что напоминает собой голову. «Если срезать головку капусты этого дня, считают верующие люди, то из нее может потечь кровь». Ничего нельзя рубить топором и пилить пилой. Верующие люди в этот день не берут в руки нож, даже хлеб ломают руками.
День Семена
14 сентября отмечается праздник Преподобного Симеона Столпника. Симеон (в народе говорят Семен) провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 простоял на столбе. Симеон умер в 459 году н. е. В древности, еще в казацкой Украине, на Семена отмечали пострижения молодых ребят и впервые сажали их на лошади. Этот обычай происходил еще от княжеских времен. В день Семена заканчивались гуляния на «улице» и начинались посиделки в доме.
В древности с этого дня ткачи устанавливали свои станки и начинали: ткать ковры. Брались за работу и другие сельские мастера: столяры, ободники, кузнецы.
От Семена начинают копать картофель.
Покрова
По народному календарю в октябре заканчивалась осень, и поэтому он был переходным от осени к зиме. Началом зимы в украинском селе считалось праздник Покрова (14 октября) - Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Праздник отмечается в честь события, произошедшего в этот день в Византии в X веке. Как сообщают христианские авторы, империя в это время вела войну с сарацинами. Константинополю угрожала опасность. И казалось, положение его защитников уже безнадежно, если бы не произошло чудо. Утром 1/14 октября 910 года святой подвижник Андрей Юродивый, что молился всю ночь во Влахернском храме, увидел в небе над городом Матерь Божию с сонмом святых. Богородица опустила вниз омофор (покрывало в виде широкого шарфа, который обычно женщины носили вокруг шеи) и накрыла им христиан. Ободренные небесной поддержкой, греки-христиане победили сарацинов.
В Украине праздник Покрова имело большую популярность. С ним связано немало народных поверий, примет, поговорок, пословиц. В это время не оставалось ни одной птицы, которая прилетала с юга. Заканчивается пахота, сев, хозяева прячут на зиму плуги, бороны. Появляется возможность немного отдохнуть от непрерывного изнурительного труда. В связи с этим в народе говорили: «как пришла жатва, женщина как неживая», «а как пришла Покрова, то и женщина здорова».
По состоянию погоды в этот день пытались предсказать характер следующей зимы: «Если на Покров ветер с полночи, то зима будет очень холодная и с метелями, если с юга - то теплая». Говорили также, что «Покрова покрывает снегом». Кто не успевал засеять озимые к празднику, о таком говорили: «Кто сеет на Покров, то нечего дать корове». Обращаясь с просьбой, говорили: «Покрово-Покровушка, постели скатерть белую, не дай долго вороне каркать и ногам по болоту болтать».
Исследователи считают, что культ Покрова - покровительницы и заступницы сформировался на основе древних культов славян-язычников в честь женского божества продолжения рода, плодородия (Лады, Живи). Отголоски этого культа хорошо прослеживаются в девичьих заклинаниях - молитвах, приуроченных к этому празднику. Октябрь был временем свадеб. Если девушку сватали до Покрова, то можно было еще в течение трех недель (до Дмитрия 8 ноября) сыграть свадьбу. Далее начинался пост - Филипповка. И возможно, песня, которую пели девушки на Покров в Харьковской области, и является той давней и вечной женской молитвой:
Покровонько, Покровушка! Покрой мне головушку:
Чтобы я женщиной была, Чтобы я весело жила с мужем молоденьким,
С ребеночком веселеньким.
На Подолье свои просьбы-молитвы о замужестве девушки высказывали и в другой форме, остроумно, с юмором: «Святая Покрово, почерни мне брови, а лицо белое есть, если бы еще был мне тесть». Или: «Святая Покрово, покрой голову, хотя платком, хоть тряпкой, чтобы не осталась девушкой. Какой-никакой чтобы был, чтобы хлеба раздобыл».
Как покровительницу и заступницу православного воинства Матерь Божию Покрова почитали казаки, закладывая церкви именно в честь этого праздника, а также участники национально-освободительного движения более позднего времени, в том числе военные Украинской повстанческой армии.
День Дмитрия
В ноябре земля, вполне отдав людям все, что дала, покоится до нового урожая, укрывшись снегом. В это время в хозяйстве меньше работ, кладовые полнятся хлебом и гремят по селам свадьбы. А чтобы всегда была щедрой осень и богатой земля, земледелец, по обычаю исконным, составлял благодарность родственникам-заместителям - дедам, всем предкам, которые с того света занимаются живыми. Именно с этой древней традиции почитания умерших перед сменой времени года, окончанием или началом важного трудового процесса появились христианские поминальные обычаи.
Обычай осеннего поминовения умерших календарно совмещенный с днем памяти великомученика Дмитрия Солунского (8 ноября) отмечается в субботу накануне. Великомученик Дмитрий Солунский за христианскую веру был 8 ноября 306 года пронизан копьями императорских воинов.
В Украине в так называемую Дмитрову субботу («на осенние Деды») поминают не только умерших членов семьи, но и всех тех, кто умер насильственной смертью. Как правило, утром ничего не варят и не едят. А уже под вечер готовят ужин и непременно ритуальную пищу. Вся семья садится за стол, кто-то один читает поминальную молитву, и в тишине (чтобы на том свете покойные имели покой) ужинают. Посуда с блюдом, а также ложки оставляют на столе для предков, которые должны прийти ночью.
На Волинськом Полесье ритуальным блюдом были блины. Их пекли открыв двери и окна, чтобы сладкий и вкусный хлебный дух выманил Дедов домой. Они же, столько лет живут под землей, в темноте, стали плохо видеть, а по запаху блинов им будет легче попасть в родные дома.
Таким образом, св. Дмитрий стал днем поминовения усопших, в православном церковном календаре есть семь таких дней почитание предков.
Пост вводил ограничения не только на еду, но и на одежду. Кроме этого, строго оговаривались правила поведения. Так, девушкам в пост запрещалось носить серьги и ленты, женщинам - надевать рубашки с красной вышивкой. И, возможно, через эти строгости такими ожидаемыми и радостными были зимние Святки.
Еще по теме: