Регистрация
/
Вход
Форум
Дачников, огородников и садоводов стран СНГ
Форум
Правила
+
Главная
Все статьи
Перейти
Оценить
© "Моя Хижина" 2015-2017
№877
Просмотров: 4640
Автор: koleva
23.07.2016 / 23:39

Благовещение и Благовестник

Кратко:

Благовещенье и Благовестник - разные праздники... в чем отличия? Об этом узнаете в нашей статье.

Благовешенье

7 апреля отмечается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы девы Марии.

В основе этого праздника лежит евангельское свидетельство о том, как архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть (хорошую, радостную весть), что она в скором будущем родит

Сына Божьего - Иисуса Христа.

Благовещение считается одним из строгих, аскетичного характера праздником. В этот праздник нельзя работать. В народе по этому поводу говорят, что «в этот день даже птица не вьет своего

гнезд ». «Кукушка поэтому и несет яйца в чужое гнездо, так как делала гнездо в день Благовещения». «Все, что родится в этот день - плохо расти, потому что от Благовестного теленка

добра не ждать». «Благовестное яйцо под наседку не кладут».

Бог благословляет этот день растения, и все начинает расти. Цветут первые весенние цветы: подснежники, первоцвет, хохлатка, сон-трава .

Кто найдет в этот день хохлатку, то должен сорвать этот цветок, кинуть под ноги и говорить: «Топчу, топчу хохлатку, дай Бог, дождаться и в тот год топтать!». «Видимо, ему уже хохлатки не топтать», - говорят о кволом, больном, который должен скоро умереть.

То же самое говорят и о сон-траве:  «Дай Бог, дождаться, и сон-траву топтать»

Если на Благовищение, идя по воду, девушка найдет цветок первоцвета, то это знак, что этим летом она выйдет замуж. «Первоцвет - вестник девичьей свадьбы».

На Подолье считают, что подснежник - символ надежды, счастья, молодой красоты. Кто найдет где растет подснежник на Благовещение и сорвет его, должен положить за пазуху. На Пасху, как споют «Христос Воскрес!», нужно вынуть его из пазухи и положить под иконами на счастье.

На Харьковщине считали, что кто хочет быть красивым, должен на Благовещение утром налить в миску холодной воды, положить подснежник и умыться.

В этот день девушки выводили после обеда у церкви первый весенний танец - кривой танец, или круг.

 

Благовестник

Благовестником в народе архангела Гавриила, в честь которого 8 апреля отмечается праздник Собор Архангела Гавриила. Народ верил, что архангел Гавриил - обладатель молнии. Илья - обладатель грома, а Гавриил - молнии. Оба празднуем, потому гром и молния страшные для земледельцев.  Праздновали Благовестника - «чтобы Гавриил дома не сжег», - говорят на Подолье.

По древним поверьям в день Благовестника гром и молния просыпаются от зимнего сна, а потому «после Благовестника каждый день можно дождаться грома».

Хозяева в день Благовестника носили в церковь хлебные зерна для посвящения на сев. Придя домой, они смешивали зерна с семенами.

От Благовестника начинают сеять ранние яровые зерновые - овес, ячмень и пшеницу.

Сохранилась древняя легенда, вероятно, киевского происхождения. В этой легенде говорится, что Большой Гром просыпается весной от долгого сна, садится верхом на черные тучи, как на коня, и, уезжая над землей, бьет ее золотой нагайкой - молнией.

Ярило ходит пешком в белой мантии с венком маков и хмеля на голове. В правой руке он носит серп, а в левой - сноп ржи, пшеницы и всякий хлеб.

Ранней весной приход Ярилы отмечался танцами и песнями, а в начале лета, во время заговенье в Петровку, проходят похороны Ярилы - веселая забава молодых, куда девушек и парней не допускают.

Итак, Ярило, или Яр-хмель (так он иногда называется в легендах) - это мужской образ весны, что пара девушке- весне. Поэтическое воображение наших предков не допускала одиночества весной, так как в такое веселое время все должны быть в паре.

Полевые работы начинаются весенней вспашкой и посевом. От успеха этих работ зависит благосостояние крестьянина и его семьи в течение всего хозяйственного года.

Остатки древних обычаев накликающие успех при вспашке и севу прослеживаются во время рождественско-новогодних праздников, в частности, в день Маланки среди щедривникив с «козой» есть и пахарь, который носит с собой ручки плуга от плуга. На Новый год «посевальщик» осыпает иконы зерном, приговаривая: «Чтобы уродилось лучше, чем в прошлом году».

Как правило, начало пахоты и сева проходил торжественно. Собираясь ехать в поле, крестьяне надевали чистые рубашки, в которых они причащались в церкви во время последнего говения. Делалось это для того, «чтобы не было сорняков на ниве». Перед посевом, как и перед вспашкой, происходила семейная молитва. После этого, взяв с собой хрестопреклонный хлеб, зерно, в котором есть часть посвященного в церкви, выезжали в поле. Во время движения в поле пели шуточные песни вроде:

В понедельник поехали, А во вторник приехали;

Утром в среду пахали, В четверг плуга поломали,

В пятницу котел погубили, А в субботу волов нашли И домой пошли.

Тут пришел поп, Чтобы в церковь идти ...

Происходила молитва и в поле перед началом сева или пахоты. После окончания работы, причастившись хрестопреклонным хлебом, предварительно смочив его в воде, ехали домой с песнями и с чувством глубокого уважения к своей нелегкой работе.

Засевали первую ниву, как правило, натощак, «чтобы хлеб родил» и с молитвой - «чтобы чистая нива была». Во время сева нельзя ругаться, потому что по народному поверью, «когда сеятель злословит, то за ним черт ходит и чертополох сеет».


Еще по теме:
avatar