Кошки Куклачева – с чего все началось, как дрессировать
Те, у кого дома есть кошки, понимают их очень хорошо. Эти зверьки весьма тонко воспринимают доброе, разумное обращение и очень сильно привыкают к человеку. И существующее мнение, что для кошки главное — это место обитания, ее дом, ошибочно.
Те, у кого дома есть кошки, понимают их очень хорошо. Эти зверьки весьма тонко воспринимают доброе, разумное обращение и очень сильно привыкают к человеку. И существующее мнение, что для кошки главное — это место обитания, ее дом, ошибочно. Она может уйти из квартиры, где живут плохо относящиеся к ней люди.
Иногда в жизни человека, особенно человека творческого, происходит событие, которое поворачивает его работу в другое русло. Как-то, возвращаясь дождливой ночью домой, Юрий Куклачев услышал писк. Маленький, мокрый, дрожащий котенок безнадежно мяукал у его ног. Подняв его, обтер носовым платком и сунул за пазуху. Котенка обогрели, накормили и оставили в доме. Назвали собачьей кличкой Кутька. Малыш оказался не только благодарным и веселым, но еще и необыкновенно способным. Рыжий и полосатый, напоминающий игрушечного тигра, Кутька быстро усваивал прыжки, сальто-мортале и другие трюки, которым шутки ради обучал его хозяин.
Вот этот самый Кутька и подсказал Куклачеву мысль: а не попробовать ли выдрессировать кошку, чтобы показать зрителям необычные репризы? Выдрессировать кошку? Ведь это еще не удавалось ни одному цирковому дрессировщику. Кошка— существо загадочное. Справедливо говорят: если человек сам выбрал собаку, то кошка сама выбрала человека.
«Кошка до известной степени сохраняет свою самостоятельность, в каких бы обстоятельствах ни находилась, и подчиняется человеку лишь постольку, поскольку находит это для себя выгодным»,— писал Брем в «Жизни животных». Возможно, по отношению к другим кошкам это справедливо. Но Кутька — исключение. Кутька любит клоуна, трогательно ласкается к нему, выполняет все его команды и отчаянно тоскует, когда доброго хозяина нет дома.
Пожалуй, надо взять еще одну кошку – думал клоун. Вдвоем им будет веселей, работа с ними пойдет легче. В доме появилась ласковая белая кошечка Белка, и тут-то Куклачев узнал новую черту характера своего кота. Рыжий Кутька не ел, не выполнял своих обычных трюков, даже стал лысеть. Озабоченный Куклачев понес его в ветлечебницу. «Ваш кот здоров,— сказал ветеринар, — но он ревнует вас к другой кошке, сильно переживает». «Привыкнет?» — спросил клоун. Ветеринар пожал плечами.
Кутька не привык. Он исчез. Клоун был в отчаянии. Ушел Кутька, ушел партнер, ушел друг. Куклачев, вероятно, оставил бы попытку дрессировать кошек, если бы Белка не оказалась еще талантливей Кутьки. Словно желая вознаградить его за потерю, она усердно работала и за два месяца выучилась всем Кутькяным трюкам. Близилось выступление на арене цирка. Но Куклачева преследовали неудачи. Накануне премьеры Белка выпала из окна шестого этажа и разбилась. Куклачев дал себе слово никогда больше не заниматься дрессировкой кошек.
И вот однажды мальчишки принесли клоуну избитого, окровавленного, затравленного котенка. Это маленькое существо успело за свою короткую жизнь совершить ужасное преступление. Играя, котенок опрокинул дорогую вазу и превратил ее в кучу осколков. Хозяйка, поившая его молочком и так умилительно сюсюкавшая, когда он играл бумажкой, вдруг обратилась в ведьму. Шутка ли, разбита хрустальная ваза! Хозяйка гонялась по всей квартире за обезумевшим от страха котенком и била его всем, что попадалось под руку. Котенку удалось выскочить во двор, где его и подобрали мальчишки.
Стрелка — так назвал Куклачев третью кошку — резко отличалась характером от своих предшественников. Озлобленная, недоверчивая, подозрительная, она нелегко привыкала к хозяину и на все его ласки отвечала шипением. Руки у клоуна всегда были в свежих царапинах. Конечно, он и не мечтал, чтобы Стрелка когда-нибудь стала его партнером на арене. Она зла, своенравна, потеряла веру в людей, не любит детей, их всегда много в цирке. Пусть просто живет в доме, пусть убедится, что не все люди похожи на ее первую хозяйку.
Как-то клоун пришел голодный из цирка. Позвал Стрелку, она не откликнулась. Он отправился на кухню «пошарить по кастрюлям», заглянул в самую большую... В ней, свернувшись клубочком, спала Стрелка. Возмущенный Куклачев вытащил ее из кастрюли, но упрямая Стрелка тут же вернулась и снова улеглась на теплое место. Юра несколько раз выбрасывал кошку, но она упорно возвращалась... Это уже интересно! Вспомнилась крыловская басня «Кот и Повар». Хорошо бы сделать инсценировку. Работа со Стрелкой началась.
Несмотря на строптивый характер, Стрелка оказалась послушной и понятливой ученицей. Репетиции шли успешно. Скоро номер можно показывать зрителям.
И тут Куклачев задумал свой оригинальный выезд на арену. Дрессировщики выезжали на лошадях, медведях, собаках, верблюдах и даже на страусах, а вот на кошках еще никто не выезжал... Он появится перед зрителями, сидя на расписном сундучке на колесиках, который будут везти идущие на задних лапках кошки. Этот экипаж станет подталкивать собачка.
Но для исполнения замысла нужна еще одна кошка. На Птичьем рынке он купил игривого белого котенка Ромашку. Как-то еще отнесется к малышу Стрелка? Помня, что произошло с Кутькой, Юра прятал котенка в другой комнате. Стрелка способна на что угодно. Она может искусать и перепугать котенка, а то еще обидится и уйдет. Стрелка подходила к закрытой двери, нюхала воздух и нервно вертела хвостом. Как-то, оставшись одна в квартире, она сумела открыть дверь лапкой. Вернувшись, клоун увидел открытую дверь: Стрелка лежала на диване и с материнской нежностью вылизывала котенка. Кошки стали неразлучными друзьями. Однажды, чтобы приучить Ромашку к опрятности, ее посадили в клетку, куда был поставлен ящичек с песком. Обеспокоенная Стрелка долго ходила вокруг клетки, а потом начала таскать из кормушки мясо для пленницы. Ромашка ловко подхватывала просунутой сквозь прутья лапкой кусочки и съедала их с большим аппетитом.
Теперь оставалось провести еще один рискованный опыт. В тесную дружбу кошек должна была вторгнуться собака.
Мальтийскую болонку Паштета, сварливую и кусачую, подружки встретили грозным шипением. Шипели со шкафа, куда вспрыгнули, завидев Паштета. Собаке принесли мясо в отдельной миске. Кошкам положили еду в их обычную кормушку. Ромашка и Стрелка одновременно спрыгнули со шкафа и кинулись к собачьей миске. Ели торопливо и жадно, свирепо урча. Чувствовалась, что они утверждали свое право хозяев дома. Паштет к еде не притронулся. Дня через три все трое ели из одной миски и даже спали вместе.
Следующий выход на арену: клоун уже одет поваром. Он несет закрытый крышкой котелок. Снимает крышку, и, конечно, вы уже догадались, что в котелке лежит Стрелка. Клоун несколько раз выбрасывает кошку из котелка, она летит, успевая сделать в воздухе сальто-мортале, и снова возвращается в котелок, как бумеранг. Наконец клоуну удается закрыть котелок крышкой. Тогда Стрелка с ковра бросается ему на грудь. Эти броски она проделывает несколько раз, изображая ссору с хозяином. Затем наступает «примирение». Клоун сажает кошку на дно перевернутого котелка, надевает ей сарафанчик, повязывает мордочку носовым платком и даже галантно целует ей лапку. Стрелка неподвижно сидит на задних лапках, похожая на матрешку. Клоун осторожно поднимает котелок, ставит его на голову и медленно уходит с арены.
На вопрос, как же Куклачев дрессирует кошек, как управляется с их строптивостью, клоун ответил:
— Только любовью. Любовью и терпением.
Безусловно, дрессировка кошек — нелегкий труд. Для того, чтобы добиться успехов в работе с этими изящными животными, нужно обладать знанием их повадок, наблюдательностью, терпением, умением активизировать потенциальные возможности своего питомца, чувствовать каждое его движение.
Необходимость «взаимопонимания» между животным и человеком отмечают многие опытные, думающие дрессировщики. Дрессировщик, как правило, интуитивно, неосознанно чувствует побуждения животного к тому или иному действию и, предугадывая возможную направленность движений, подкрепляет их не только кормом или лаской, но и своими ответными, иной раз едва уловимыми движениями, взглядом, :эмоциональным настроем. Непросто лепится сложная, гармоничная конструкция циркового или театрального номера с участием животного. В основе работы дрессировщика лежит выработка цепей условных двигательных рефлексов у животного. Общим правилом для дрессировки всех животных, даже таких трудных, как «независимые» кошки, является учет и отбор тех особенностей их поведения, которые могут быть акцентированы дрессировкой, и, наконец, последовательное положительное стимулирование движений, полезных для осуществления намеченной программы поведения. Нельзя думать, что кошка пассивно, автоматически отвечает определенной реакцией на определенный стимул. Животное приобретает постепенно жизненный опыт, который закрепляется в форме определенных способов действия.
Благодаря этому животное может значительно легче и шире приспосабливаться к новым условиям, переносить ранее сформированные способы действия в новые ситуации. Достижение цели (приманка, подкорм) животное опосредствует опытом своей предшествующей деятельности. Именно эта особенность психики кошек и других высших млекопитающих лежит в основе выработки сложных форм поведения.
Поведением животного можно управлять с пользой для человека. Как известно, дрессировка животных широко применяется в сельском хозяйстве, в геологии, океанологии, в исследовании космического пространства.
Человек должен быть другом животного, тогда и животное станет его помощником. Кроме знаний и мастерства, дрессировке помогла любовь к животным, та самая любовь, которая и создает необходимый фон для рождения взаимопонимания между представителями животного мира и человеком.
Еще по теме: